Гюстав Флобер

Гюстав Флобер     Юность писателя связана с провинциальными городами Франции, которые он неоднократно описывал в своем творчестве. В 1840 году Флобер поступил на факультет права в Париже, но бросил учёбу в 1843. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции. Время и силы расходовались им в интересах литературного творчества.
        В 1849 году он завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» — философской драмы, над которой автор будет работать всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.
       Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Мадам Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за оскорбление морали. Роман оказался манифестом литературного натурализма, но помимо этого в нем отчетливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще. Роман имеет ряд формальных особенностей: очень длинная экспозиция, отсутствие традиционного положительного героя. Перенесение действия в провинцию (при ее резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных.
       Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857). Подготовительный период работы над романом «Саламбо» потребовал поездки на Восток и в Северную Африку.
        Третий роман «Воспитание чувств» (1869) оказался насыщен социальными проблемами. В частности, в романе описываются европейские события 1848 года.
      В 1877 году публикует в журналах повести «Простое сердце», «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Милостивом», написанные в перерывах между работой над последним романом «Бувар и Пекюше», оставшимся неоконченным, хотя о его финале мы можем судить по сохранившимся авторским наброскам, достаточно подробным.
       Блестящий стилист, по многу лет оттачивавший слог своих произведений, Флобер оказал огромное влияние на всю последующую литературу, привёл в неё ряд талантливых авторов, среди которых были Ги де Мопассан и Эдмон Абу.
     Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала русская критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев, связанный с Флобером близкой дружбой; М. П. Мусоргский создал оперу по мотивам «Саламбо».
       Умер Гюстав Флобер 8 мая 1880 года в результате инсульта.
 

Поиск по сайту