Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учёба ребёнка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи.
Единство требований семьи и школы – очень важный принцип воспитания. Опыт показывает, что никакая, даже самая хорошая школа не может заменить семейное воспитание.
При первом же появлении у ребёнка трудностей в учёбе или общении родители должны суметь помочь ему. Им полезно знать, какие умения необходимы для успешного обучения в начальной школе и перехода в среднюю, чтобы при необходимости оказать сыну или дочери содействие в их приобретении или развитии.
Речь идёт о следующих умениях:
• собирать портфель;
• здороваться со старшими и сверстниками;
• задавать вопросы;
• отвечать на вопросы;
• внимательно слушать других людей – взрослых, ровесников;
• выполнять задания и поручения взрослых;
• обращаться за помощью, если что-то непонятно или не получается;
• сосредоточенно заниматься одним делом, не отвлекаясь;
• правильно обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
• распределять работу на части;
• правильно реагировать на замечания;
• выражать своё согласие или несогласие с чем-либо;
• аргументировать своё мнение;
• считаться с мнением других и учитывать его;
• устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
• самостоятельно пользоваться общественным транспортом, денежной системой, средствами для проведения свободного времени;
• делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность здоровья.
Как помочь ребёнку в приготовлении уроков:
- Приучите ребёнка организовывать рабочее место;
- Рабочее место должно быть достаточно освещено;
- Источник света должен находиться спереди или слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки;
- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов;
- Приучите ребёнка вовремя садиться за уроки;
- Приступать к выполнению домашнего задания лучше через час – полтора после возвращения из школы, чтобы ребёнок успел отдохнуть от занятий, но ещё не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений;
- Если ребёнок посещает кружок или спит после школы, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер;
- Не разрешайте ребёнку слишком долго сидеть за рабочим местом;
- Своевременно устраивайте небольшие перерывы.
Родители часто требуют, чтобы ребёнок не вставал из-за стола, пока не приготовит уроки. Это неверно! Для семилетнего ребёнка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут.
На перерыв достаточно пяти минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседание, прыжки, наклоны и т.д.) Никогда не давайте ребёнку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе. Не забывайте, что у ребёнка ежедневно бывает определённое количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.
Не заставляйте ребёнка переделывать плохо выполненную классную работу.
Можно предложить проверить её, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается ребёнком как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.
Если учебный материал ребёнком плохо усвоен, следует позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.
Присутствуя при приготовлении ребёнком домашних заданий, подбадривайте его, помогайте, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но никогда не подменяйте его деятельность своей.

На первых порах при выполнении домашнего задания первоклассники могут делать много ошибок, помарок из-за неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.
Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво.
Школа даёт ученику научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать окружающим, чувствовать их состояние. Человек, лишённый в детстве родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным. В благополучных семьях ребёнок – самая большая ценность для взрослых – родителей, бабушек и дедушек. Они стремятся понять и узнать его, относятся к нему с уважением. Существует ряд рекомендаций, соблюдение которых способствует доверительным отношениям между родителями и детьми.
• Если ребёнок действительно нуждается в общении с вами, оставьте свои дела и займитесь им.
• Всегда советуйтесь с ребёнком, невзирая на его возраст.
• Признавайтесь ребёнку в своих ошибках, совершённых по отношению к нему.
• Извиняйтесь перед ребёнком в случае вашей неправоты.
• Чаще ставьте себя на место ребёнка.
• Не допускайте в своей речи слов и выражений, которые могут ранить ребёнка.
• Пытайтесь устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть.
• Сохраняйте самообладание, даже если поступок ребёнка вас вывел из себя.
• Проявляйте интерес и внимание к событиям в жизни ребёнка, радуйтесь вместе с ним его успехам, поддерживайте в случаях неудач.
• Помните: «Ребёнок нуждается в вашей любви больше именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает» (ЭрмаБомбек).
Материал для сайта подготовлен заведующей библиотекой МБОУ СОШ №1 Чендаковой И.Н.,
взят из ежемесячного научно-методического журнала «Начальная школа».-2013.-№ 10.
< Предыдущая | Следующая > |
---|